Памятки

Памятки для учащихся

Памятка выразительного чтения стихотворения
1. Постарайся понять содержание и настроение стихотворения.
2. Обрати внимание на знаки препинания.
3. В каждой строке стихотворения определи для себя ключевое слово или словосочетание.
4. Подумай, где и какая пауза может быть тобой выдержана при чтении.
5. Не забудь сообщить автора и название стихотворения.
6. Не забудь: слушают и то, что ты читаешь, и то, как ты читаешь.
7. При соблюдении этих пунктов можно сказать: «Какое интересное произведение! «Как ты хорошо, красиво читал!»
 Как составить план текста
План текста – это последовательное отображение его ключевых частей в кратких, но четких формулировках, которые полностью соответствуют основной теме и содержанию текста. Для того, чтобы составить качественный план, необходимо опираться на основные правила.

1.                       Сначала прочитайте весь текст от начала до конца. Читайте вдумчиво, не торопитесь. Если вам попадается непонятное слово, обязательно выясните его значение в словаре.
2.                       Затем определите тему текста и его основную мысль. Тема – это то, о чем говорится в тексте, а основная мысль – это то, для чего он написан. Если у вас не получается сформулировать, прочтите текст еще раз.
3.                       Далее разделите текст на смысловые части. Внимательно прочитайте каждую из частей. Выделите в ней главное и озаглавьте.
4.                       Запишите пункты составленного плана на черновик.
Снова прочитайте текст

- последовательно ли отражаются повороты сюжета текста;

- точны ли формулировки пунктов;

- не повторяются ли заголовки;

- все ли главное вы выделили;

- отражена ли тема и основная мысль текста в вашем плане.
5.                       Если погрешностей вы не заметили, то следует проверить себя. Перескажите или письменно изложите текст, руководствуясь составленным вами планом. Если план составлен хорошо, то вы без проблем сможете воспроизвести исходный текст.
6.                       Теперь аккуратно перепишите окончательный вариант плана в тетрадь.

Совет
1.Определяя смысловые границы текста, отмечайте их начало и конец в книге. Выделенным частям давайте заголовки.
2. Старайтесь, чтобы заголовки наиболее точно и полно раскрывали мысль автора.
3. Для облегчения при выделении частей в книге, используйте разноцветные легко стирающиеся карандаши или бумажные вкладыши.
4. Записи делайте настолько краткими, чтобы весь план можно было легко обхватить одним взглядом.
 Памятки по литературному чтению
Памятка 1. Прочитайте выразительно
1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).
2. Прочитайте произведение. Определите жанр и тему, основную мысль (о чём или о ком в нём говорится).
3. Какие чувства вызывает у вас это произведение? Какое настроение оно создаёт? Определите, каким тоном и в каком темпе нужно читать.
4. Определите задачу чтения: какую мысль нужно передать слушателям, какие чувства выразить.
 5. Перечитайте, делая паузы, выделяя важные слова логическими ударениями. Обращайте внимание на знаки препинания (запятые, точки, многоточия, вопросительные и восклицательные знаки).
 6. Поупражняйтесь в чтении: прочитайте вслух несколько раз.
7. Прочитайте выразительно друзьям или родителям.
Памятка 2 . Выучите наизусть
1. Прочитайте всё произведение (стихотворение, загадку, песенку) или отрывок. Определите жанр, тему, основную мысль.
 2. Выучите первые две строчки, потом ещё две строчки. Повторите все четыре строки с начала. (Отрывок из прозаического произведения учите по предложениям.)
 3. Работайте так, пока не выучите всё произведение или отрывок.
 4. Закройте книгу и прочитайте произведение наизусть. Если были допущены ошибки, перечитайте текст ещё несколько раз.
Памятка 3. Читаем по ролям (коллективная работа)
1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).
2. Прочитайте диалог. 3. Обсудите с одноклассниками образы героев произведения. (Кто они? Какие? Как себя ведут? О чём и как говорят?)
4. Распределите роли и поупражняйтесь в выразительном чтении.
5. Прочитайте произведение так, чтобы было понятно, кого из героев изображает каждый из вас.
 6. Оцените своё чтение и чтение одноклассников.
 Памятка 4 .Перескажите кратко
1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).
 2. Прочитайте произведение. Определите тему, главную мысль.
3. Разделите текст на смысловые части. Озаглавьте их.
 4. Перечитайте каждую часть, отмечая ключевые предложения.
5. Перескажите, выделяя главное в каждой части.
 6. Проверьте себя по книге: не упущены ли в пересказе важные детали, факты.
Памятка 5. Перескажите подробно
1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).
2. Прочитайте произведение. Определите тему, главную мысль.
3. Разделите текст на смысловые части. Составьте план.
 4. Перескажите каждую часть отдельно. Сначала первую, затем вторую и т. д.
5. Перечитайте и перескажите всё произведение подробно (близко к тексту).
6. Проверьте себя по книге: не упущены ли в пересказе важные эпизоды, детали, факты.
Памятка 6. Расскажите о герое
1. Прочитайте произведение. Назовите имена героев.
2. Кто является главным героем? Кто является второстепенным? О ком из них вы хотите рассказать?
3. Каким герой показан в произведении? Как он выглядит (возраст, одежда, цвет волос и т. д.) Как он себя ведёт? Какие поступки совершает? Как относится к другим героям?
 4. Как автор относится к герою? Как говорит о нём? Как называет?
5. Выскажите своё отношение к герою и его поступкам.
Памятка 7. Работаем с книгой
1. Выберите книгу, которую хотите прочитать.
 2. Поработайте с книгой до чтения: рассмотрите оформление обложки, прочитайте фамилию автора и заголовок, рассмотрите титульный лист прочитайте аннотацию, познакомьтесь с оглавлением (содержанием)
3. Прочитайте книгу. Рассмотрите иллюстрацию
4. подумайте о ком или о чём эта книга. Что понравилось? Что не понравилось?
5. Перечитайте эпизоды, которые понравились.
 6. Поделись своим впечатлением о книге с друзьями, родителями или напишите отзыв.
Памятка 8. Работаем с произведением самостоятельно
1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).
2. Прочитайте произведение.
3. Определите жанр и тему, основную мысль (о чём или о ком в нём говорится).
4. О каких героях, событиях рассказывает автор? Найдите в тексте ключевые слова и кульминационный эпизод (самый напряженный момент).
5. Если значение какого-либо слова или выражения было непонятно, обратитесь к словарю.
6. Разделите текст на смысловые части, составьте план.
7. Выскажите своё мнение о произведение. ( Что нового вы узнали? О чём вы думали, читая произведение? Понравились ли вам герои? Было ли вам интересно читать?)

Если  выучить стихотворение к завтрашнему дню.
             1.      Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

             2.      Тихо прочитай стихотворение вслух. Помни, что ты читаешь для того, чтобы запомнить!
Выясни все непонятные слова и обороты.

            3.      Громко прочитай стихотворение. При чтении попытайся уловить мелодию и ритм стихотворения.

            4.      Прочитай стихотворение третий раз – громко и выразительно.

             5.      Через несколько минут повтори стихотворение  вслух по памяти 2-3 раза, по необходимости заглядывая в текст.

             6.      Через 3 часа повтори стихотворение 2-3 раза, не заглядывая в текст.

             7.      Перед сном ещё раз повтори стихотворение.

             8.      Утром сначала прочитай, а потом расскажи по памяти стихотворение.

Если стихотворение надо отвечать через 2-3 дня.
    1 день. Прочитай стихотворение про себя. Выясни все непонятные слова и обороты. Второй раз прочитай стихотворение про себя

    2 день. Договорись позаниматься с другом. Пусть он несколько раз прочитает тебе заданное стихотворение на слух. Обрати внимание на интонации, настроение стихотворения.

   3 день. Читай стихотворение и проговаривай его шёпотом. Потом прочитай выразительно и громко. Расскажи стихотворение по памяти. Перед сном повтори стихотворение ещё раз.

 Методика работы над планом и пересказами.
Пересказом называется связная и последовательная устная передача содержания прочитанного.
Художественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова, а затем переданные детьми, способствуют формированию правильной речи, её культуре; развивают художественный вкус, языковое чутьё; формируют нравственно-эстетические качества личности (упорство, настойчивость).
1. Полный или подробный пересказ вводится в период обучения грамоте. Он помогает учить логике рассуждений, развивает речь, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения. Оценивая подробный пересказ, учитель, прежде всего, должен обращать внимание на передачу смысла каждой части и связей между ними, а не на механическое запоминание текста. Он может осуществляться по готовому плану или по коллективно составленному.
Его цель: научить детей, опираясь на готовый текст, строить предложения и соединять их в связный рассказ.
Его разновидностями могут быть:
а) пересказ « цепочкой»,
б) пересказ по опорному материалу (иллюстрации, запись на доске основных событий и т.д.),
в) пересказ с дополнительным языковым заданием: проследить за употреблением глагольных синонимов, за заменой имен существительных личными местоимениями и др.
2. Краткий (сжатый) пересказ;
Наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, т.к. при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи. Существует 2 варианта работы над сокращением текста:
-логической переработке текста, основанной на выявлении главного в каждой части текста с последующим созданием «сжатого текста»;
-расширение составленного плана до объема «малого текста».
3. Выборочный пересказ;
Это пересказ, при котором необходимо выбрать ту его часть, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме (характеристика героя, пересказ одного эпизода, например кульминации).
4. Творческий пересказ предполагает передачу содержания с какими – либо изменениями : времени изложения, с изменением начала (конца), с изменением лица, с элементами рассуждения и так далее. Такой пересказ направлен на осознание основной мысли текста, способы же выражения этой мысли выбираются самостоятельно.
5. Пересказ, близкий к тексту. Используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь слов и оборотов из текста, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении. Критерием оценки будет умение ребенка воссоздать в своем пересказе эмоциональный тон произведения, воспользовавшись изобразительно – выразительными средствами.


 Методика работы над пересказом:
1. Подробный пересказ.
-Прочитайте текст рассказа полностью.
-Разделите текст на смысловые части.
-Запишите план рассказа в виде заголовков смысловых частей или вопросов, на которые они отвечают.
-Подчеркните в тексте слова и предложения, которые хорошо передают мысль автора (можно выписать).
-Расскажите каждую часть текста по пунктам или вопросам плана, используя выделенные тобой слова и предложения.
2. Краткий пересказ.
Напротив каждого пункта плана нужно записать количество предложений, с помощью которых передаётся содержание текста. Отрабатывается каждое предложение и первый раз записывается на доске. Сравниваем с текстом учебника и подводим к выводу, что краткий пересказ – это главное содержание части. Учитель сам дает образец краткого пересказа. Далее под руководством учителя дети сами определяют сколькими предложениями можно передать содержание каждой части и составляют эти предложения. На первых этапах обучения можно использовать плёнку или кальку, которую накладывают на текст.
3. Творческий пересказ.
Составляем план, напротив каждого пункта записываем начало предложения с прямой речью, а рядом – предложение с косвенной речью (если это пересказ с заменой прямой речи на косвенную).
4. Составление характеристики героя (выборочный пересказ).
- Перечитайте произведение про себя, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу или действию.
- Определите, о чем говорится в каждом отрывке.
- Расположите отрывки по порядку. Подумайте, как их можно объединить
- Продумайте порядок своего рассказа, перечитав еще раз отмеченные отрывки.
- Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот герой.
- Составьте рассказ для себя, при работе в паре – для товарища.
- Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.

Комментариев нет:

Отправить комментарий